Skip to main content

«Пройдитесь вокруг моего центрального защитника, господа. Давайте! Пройдитесь вокруг него. Он колосс».

— Билл Шенкли, июль 1961 г.

Даже сейчас, спустя 63 года после события, слова не утратили своего воздействия. Мысли блуждают, представляя себе энтузиазм, который вырвался бы из легендарного менеджера «Ливерпуля», когда он представил Рона Йетса, игрока за 22 000 фунтов стерлингов из «Данди Юнайтед», который изменил ход истории клуба.

Некоторые из высказываний Шенкли были приукрашены на протяжении десятилетий, но его выразительное описание Йейтса оказалось неподвластным времени: его широкие плечи и копна черных волос были столь же очевидны в поздние годы, как и в период его славного, мощного расцвета.

Когда Шенкли впервые встретился с Йетсом, он был почти в восторге от него и изначально пытался подписать с ним контракт в «Хаддерсфилде». Огромные размеры «Великого шотландца» не оставляли у его соотечественника никаких сомнений в том, что он нашел тот краеугольный камень, с которого можно начать возведение «бастиона непобедимости».

«Иисус, ты, должно быть, семи футов ростом, сынок?» — удивился Шенкли. «Нет», — ответил Йейтс. «Я всего лишь шести футов ростом». «Ну», — ответил Шенкли. «Для меня семи футов вполне достаточно».

Легенда «Ливерпуля» Рон Йейтс, на фото с кубком лиги в 1964 году, оказал огромное влияние

Легенда «Ливерпуля» Рон Йейтс, на фото с кубком лиги в 1964 году, оказал огромное влияние

Менеджер «Ливерпуля» Билл Шенкли был почти в восторге от роста Йетса, когда впервые встретил его.

Менеджер «Ливерпуля» Билл Шенкли был почти в восторге от роста Йетса, когда впервые встретил его.

Йетс, перешедший в «Ливерпуль» из «Данди Юнайтед», стал самым важным приобретением клуба в оборонительной сфере за всю историю.

Йетс, перешедший в «Ливерпуль» из «Данди Юнайтед», стал самым важным приобретением клуба в оборонительной сфере за всю историю.

Эти истории передавались из поколения в поколение, оставляя у болельщиков «Ливерпуля» с каждым новым поколением ощущение, что Йейтс был версией Тора на «Энфилде» — супергероем, который мог в одиночку справиться с армией нападающих соперника, отмахиваясь от них, как от назойливых мух.

«Рон Йейтс просто бежал по прямой, и вам приходилось уходить с его пути», — однажды объяснил Джо Ройл, великий игрок «Эвертона», гром, который возникал в борьбе. «Даже когда мяч выходил из игры, вы просто продолжали двигаться, чтобы избежать его».

В последние годы много писалось о том, какое влияние оказало подписание Юргеном Клоппом Вирджила ван Дейка за 75 миллионов фунтов стерлингов на изменение судьбы «Ливерпуля», но приобретение Шенкли Йетса, когда клуб еще играл во Втором дивизионе, стало самой важной оборонительной покупкой, которую клуб когда-либо делал.

«Ливерпуль» ворвался в Первый дивизион и за четыре года пробил дыру в плотине, которая привела к потоку трофеев. Йейтс дважды держал кубок чемпиона лиги, в 1964 и 1966 годах, но трофей, с которым он наиболее тесно связан, — это Кубок Англии 1965 года.

Раньше говорили, что «Ливерпулю» придется улететь на «Ливерпуль» и завоевать Кубок Англии, но та победа со счетом 2:1 над «Лидсом», одержанная в дополнительное время ударом головой Йена Сент-Джона, была одержана благодаря сердцу и душе.

Примечательно, что когда Йейтс поднялся по 39 ступеням, чтобы его встретила королева, одетая в красное, он забыл все королевские условности и сказал Ее Величеству, что он просто «измотан». Улыбка, когда он получил трофей, была воплощением полного удовлетворения.

Йетс помог «Ливерпулю» победить «Лидс» в финале Кубка Англии в 1965 году.

Йетс помог «Ливерпулю» победить «Лидс» в финале Кубка Англии в 1965 году.

Йетс (вверху) привел «Ливерпуль» к первому успеху в Кубке Англии в 1965 году против «Лидс Юнайтед» на стадионе «Уэмбли».

Йетс (вверху) привел «Ливерпуль» к первому успеху в Кубке Англии в 1965 году против «Лидс Юнайтед» на стадионе «Уэмбли».

«Это был эмоциональный момент, когда я получил Кубок от королевы», — вспоминал он позже. «На самом деле, я просто хотел бросить его в толпу, болельщикам «Ливерпуля». Теперь мы его выиграли. Давайте разделим его между собой. Я не хожу с медалями на груди — они просто для того, чтобы я мог их сказать».

Такие высокие достижения гарантировали ему уважительное отношение, куда бы он ни пошел в городе.

Газета Liverpool Echo раньше проводила торжественный ужин в честь спортивной личности года, а в 2010 году на церемонии Кевину Кигану была вручена премия Билла Шенкли.

Еще долго после того, как он сошел со сцены, Киган сидел за столом с Йетсом, Яном Каллаганом и Томми Смитом, и очередь за автографами для этих людей змеилась по всему залу. Многие из тех, на чьих меню писали, никогда не видели их игры, но все знали, что они собой представляли.

«Гигантский человек и гигантский игрок», — заметил в субботу Джейми Каррагер о Йетсе, который скончался в пятницу в возрасте 86 лет после продолжительной болезни. «В «Ливерпуле» все начинается с таких людей, как Большой Рон».

Каррагер был одним из многих, кому было поручено поддерживать стандарты, ожидаемые от Йетса, который был сыном мясника из Абердина. Довольно удивительно, что, учитывая, что он был капитаном Ливерпуля 417 раз (уступая только Стивену Джеррарду) после того, как получил повязку на рукаве в День подарков 1961 года, он сыграл за Шотландию только дважды.

«Рон — один из величайших игроков этого клуба всех времен, без тени сомнения», — заявил Джон Олдридж официальному сайту «Ливерпуля».

Сами Хююпия был среди игроков, которых Йетс рекомендовал в качестве скаута для «Ливерпуля».

Сами Хююпия был среди игроков, которых Йетс рекомендовал в качестве скаута для «Ливерпуля».

«Он был капитаном этой команды, когда я впервые посмотрел матч «Ливерпуля» в середине 1960-х, и мне очень повезло познакомиться с этим великим человеком».

Олдридж поддерживал тесные отношения с Йетсом, который стал скаутом «Ливерпуля» после того, как сэр Кенни Далглиш вернул его в 1986 году, поскольку его карьера игрока на «Энфилде» закончилась в 1971 году.

После неудачного периода в «Мерси» с «Транмер Роверс» он не был тренером, но поиск игроков следующего поколения казался ему призванием.

«Он на самом деле разыскал меня, когда я играл за «Оксфорд Юнайтед», так что я буду вечно ему благодарен», — сказал Олдридж, перешедший из «Мэнор Граунд» на «Энфилд» в 1987 году.

«Когда я проходил через главный зал приема в тот день, когда меня представляли представителям СМИ, Рон пожал мне руку.

«Я на самом деле сломал руку и не хотел, чтобы об этом узнал клуб, но Большой Рон пожал мне руку! Я вам скажу, это было одно из самых сложных дел, которые я когда-либо делал в своей жизни!»

«Я просто рассыпался, и мы много смеялись над этим на протяжении многих лет. Он был абсолютно блестящим парнем».

Была некая счастливая симметрия в том, как закончилось его время в «Ливерпуле». Он ушел в отставку в 2006 году, после того как клуб выиграл Кубок Англии в Кардиффе с одним из его открытий — Сами Хююпия — в команде, и, как заядлый игрок в гольф, был рад проводить столько времени, сколько мог, гуляя по различным полям.

Йетса поднимают наверх товарищи по команде (слева направо) Джефф Стронг, Уилф Стивенсон и Питер Томпсон после той знаменательной победы

Йетса поднимают наверх товарищи по команде (слева направо) Джефф Стронг, Уилф Стивенсон и Питер Томпсон после той знаменательной победы

Йейтс, изображенный на выставке памятных вещей в 2011 году, пользовался огромной популярностью у болельщиков «Ливерпуля».

Йейтс, изображенный на выставке памятных вещей в 2011 году, пользовался огромной популярностью у болельщиков «Ливерпуля».

К сожалению, в последующие годы болезнь Альцгеймера взяла над ним верх, и его взяли под опеку, но признаком того, что «Роуди» (как его называли на Копе) значил для «Ливерпуля» как клуба, стал тот факт, что все флаги были приспущены в знак признания его заслуг.

«Я был ростом 6 футов 2,5 дюйма и весом 14,5 стоуна, так что, когда я сталкивался с кем-то, они, должно быть, это чувствовали», — сказал однажды Йейтс на фанатском сайте www.lfchistory.net.

«Я не был грязным, если говорить о грязности. Я старался быть уверенным, что я там или около того. В то время у нас были эти большие центральные нападающие, против которых приходилось играть.

«Я всегда знал, что если будет битва, я ее выиграю. Я не буду вторым. Я был игроком захвата, головой и хорошо читал игру. Я получал мяч и отдавал его тому, кто мог его передать. Я знал свои ограничения».

Это был Йетс: честный, скромный и самоуничижительный. Однако для многих других он был тотемом, решающим для всего, что последовало. Шенкли называл его своим колоссом. Это описание будет длиться вечно

Leave a Reply