Машина ажиотажа работала на полную мощность. Когда Шотландия прилетела в Аргентину, чтобы сыграть на чемпионате мира в 1978 году, ожидалось, что у них будут все шансы вернуться домой с трофеем.
Эту мантру проповедовал Элли МакЛауд, менеджер, чья уверенность была столь же непоколебимой, сколь и ошибочной.
«Мы на марше с Ally’s Army» стал саундтреком нации. Имея команду с такими игроками, как Кенни Далглиш, Грэм Сунесс и Джо Джордан, Шотландия собиралась стать силой.
Никто не был в этом более убежден, чем молодой Алистер Мердок Маккойст, который был в толпе в Хэмпдене и наблюдал, как команда получала весьма примечательные проводы в автобусе с открытым верхом.
Нападающий Элли Маккойст сыграл за сборную Шотландии 61 матч и забил 19 голов.
Элли МакЛауд возвращается в раздевалку после того, как увидел ничью Шотландии с Ираном (1:1) в 1978 году.
Сесар Куэто из Перу обыграл голкипера Шотландии Алана Рафа на чемпионате мира 1978 года.
Маккойсту тогда было всего 15 лет. Продолжая свой путь в игре, он выиграл 61 матч за сборную, забив при этом 19 голов.
Легенда Шотландии и Рейнджерс подробно описал свою жизнь и время, проведенное в национальной сборной, в новой книге. Дорогая Шотландия: В пути с армией тартанов», выйдет позже на этой неделе.
Маккойст с типичной откровенностью и юмором рассказывает о своем опыте общения с настоящими гигантами игры: сэром Алексом, Большим Джоком, Уолтером, Газзой.
Но путь одного из лучших нападающих Шотландии начался тем знаменитым летом 1978 года, когда шотландский оптимизм был немедленно подорван, когда они проиграли Перу свою первую игру со счетом 3:1.
«Я был в Хэмпдене со своим стариком, чтобы устроить им грандиозное прощание», — объясняет Маккойст. «Не заблуждайтесь, я хотел, чтобы мы играли как минимум в плей-офф за третье место!»
«Если бы мы не собирались выигрывать, мы бы, по крайней мере, вышли в полуфинал. В то время я был всего лишь маленьким мальчиком. Я воспринял как евангелие то, что мы собираемся выиграть этот турнир.
‘Союзник [MacLeod] убедил меня. Я смотрел его по телевизору и читал в газете. Я был продан на все это.
«В 78-м у нас была отличная команда. Но нам, очевидно, пришлось немного проверить реальность против Перу в первом матче, что, очевидно, сильно отбросило нас назад.
«Между этим чемпионатом мира и турниром 1982 года нужно отдать должное Рауги. [Alan Rough, Scotland goalkeeper]. Большой человек забил одни из величайших голов в истории чемпионатов мира!
«Роги — один из самых милых, забавных и самоуничижительных людей, которых вы когда-либо встречали. Однако, когда я думаю о большом человеке и наших приключениях на чемпионате мира, мне обычно приходит на ум образ: он наклонился, чтобы подобрать мяч, наблюдая, как какая-то международная суперзвезда пронесла его мимо него с какого-то нелепого расстояния.
«Но 78-й год стал моим первым настоящим опытом борьбы с болью и разочарованием, которые часто приходят с болельщиками сборной Шотландии.
«В этом смысле мы забавная порода. Все думают, что шотландцы очень суровы и все такое.
— Но это ерунда. Когда дело доходит до футбола, шотландцы — одни из самых оптимистичных людей, которых вы когда-либо встречали».
Шотландия в конечном итоге вылетела из-за разницы мячей на групповом этапе, несмотря на победу над Голландией со счетом 3:2 в их последней игре и Арчи Геммилл, забивший *этот* гол.
Наблюдая за футболом, когда он рос в 70-х, Маккойст не испытывал недостатка в игроках-суперзвездах, которым он мог попытаться подражать.
Пеле и Йохан Кройф могут быть двумя наиболее очевидными примерами. Но именно Герд Мюллер, машина голов «Баварии» из Мюнхена и Западной Германии, не только привлек его внимание, но и фактически сформировал карьеру Маккойста.
Маккойст смоделировал свою игру по образцу легендарного немецкого нападающего Герда Мюллера.
Маккойст тренировал Шотландию вместе с Томми Бернсом (справа) и менеджером Уолтером Смитом (в центре).
Книга Элли Маккойста о Шотландии выйдет 24 октября.
«Я начал свою карьеру, играя большую часть футбола в полузащите», — объясняет Маккойст. «Но было в Герде Мюллере что-то такое, что действительно привлекло меня к нему.
«Я думаю, что это, возможно, было связано с его стилем, его телосложением и просто его неослабевающей жаждой забивать голы.
Он не был самым большим или самым быстрым, но он был настоящей машиной перед воротами.
«Он перехитрил защитников своими движениями. Он умело нашел место в коробке. Честно говоря, его результативность была просто зашкаливающей.
Я до сих пор хорошо помню, как смотрел его за сборную ФРГ и мюнхенской «Баварии».
«Я должен увидеть его игру вживую. В 1976 году, когда мне было всего 13 лет, я отправился в Хэмпден, чтобы увидеть финал Кубка европейских чемпионов между мюллеровской «Баварией» и очень крутой командой «Сент-Этьен», великолепной в своих ярко-зеленых футболках.
«В тот вечер мое внимание больше всего привлек именно маленький нападающий, и я покинул старый стадион после победы «Баварии» со счетом 1:0, твердо думая об этом крошечном человечке.
«Я всегда был в парке, тренировался, пытался поворачиваться, как он. Ну, я ведь не собирался изображать голландскую звезду Йохана Кройфа, не так ли?
«Если бы я попытался повторить поворот Кройфа, ставший знаменитым тем летом, думаю, я бы сломал лодыжку. Нет, для меня это был Мюллер.
«Что-то щелкнуло во мне, когда я смотрел Мюллера. Я чувствовал, что этому стилю можно попробовать подражать. Именно тогда я начал больше играть на позиции нападающего».
Невероятно, но Маккойст остается последним игроком, забившим победный гол за Шотландию на крупном турнире. Это произошло в победе со счетом 1:0 над Швейцарией на «Вилла Парк» на Евро-96.
Но, опять же, этого было недостаточно. Шотландия выбыла из-за забитых голов, а Нидерланды прогрессировали вместе с Англией, несмотря на то, что хозяева разгромили ее со счетом 4:1 на «Уэмбли».
Именно на этом турнире Маккойст встретился со своим тогдашним товарищем по команде «Рейнджерс» Полом Гаскойном.
Справедливо сказать, что Уолтер Смит и Арчи Нокс часто были заняты попытками сдержать выходки Маккойста и Газзы.
«Мне посчастливилось играть под руководством величайших менеджеров, которых когда-либо создавала Шотландия», — говорит Маккойст. «Вы берете из них небольшие отрывки, но, очевидно, Уолтер оказывает на меня наибольшее влияние.
«Он стал для меня вторым отцом, а также лучшим другом. Некоторые из моих лучших воспоминаний в футболе связаны с Уолтером и Арчи Ноксами.
«Я часто слышал, как говорили, что это были хорошие двойники, как хороший полицейский и плохой полицейский. Я не так уверен в этом.
Они оба были очень искусны в роли плохого полицейского, когда хотели, но, возможно, не в такой степени, как хороший полицейский!
«Возможно, именно Арчи поставил бы меня на место, если бы мое поведение отклонилось от нормы, что часто случалось. Но я люблю его. Должно быть, время от времени я доводил его и Уолтера до безумия, но как мы смеялись по пути.
«Евро-96 было фантастическим турниром, учитывая, что он проходил совсем недалеко от Англии.
«Мы были уверены в себе. Когда мы сыграли вничью с Голландией 0:0 в первой игре, эта уверенность возросла. Следующей была Англия, и мы сказали персоналу нашего отеля, что собираемся их победить.
«В то время вокруг сборной Англии царил небольшой шум.
В первом матче они сыграли вничью со Швейцарией со счетом 1:1, а мой старый приятель Гаскойн все еще был на первых полосах столько же, сколько и на последних.
Маккойст назвал гол Пола Гаскойна в ворота Шотландии на Евро-96 «гениальным»
Маккойст забил победный гол в победном матче Шотландии над Швейцарией со счетом 1:0 на «Вилла Парк».
Маккойст празднует свой гол в ворота швейцарцев, последнюю игру, которую Шотландия выиграла в финале
«Английская пресса все еще была недовольна его печально известным инцидентом с «креслом стоматолога» и фотографиями, которые появились после этого, хотя он до сих пор утверждает, что занимался только пломбированием…
«Но в этой игре он ускользнул от нас. Целью Гаскойна был гений, чистый гений. Здесь нет двух вариантов.
«Я забил в финальной игре, когда мы обыграли Швейцарию со счетом 1:0. Стали просачиваться слухи о том, что Англия забивает гол за голом в игре против Голландии.
«Это было самое странное чувство — слышать, как Тартановая армия приветствует все эти голы за сборную Англии, потому что в тот момент мы дошли до конца. Но Холланд забил поздний гол Патрика Клюйверта, и мы выбыли из игры. Какой это был абсолютный удар. Мы отставали по забитым голам. Жестокий.
По поводу выпуска своей новой книги Маккойст добавил: «Думаю, мне еще предстоит кое-что сделать, прежде чем я приступлю к написанию полноценной автобиографии.
«Мне очень нравится то, что я делаю в данный момент, работая на радио и телевидении. Я могу путешествовать по всему миру, чтобы посмотреть лучшее из того, что может предложить эта игра.
«Для меня большая честь иметь возможность сделать это, и мне все еще хотелось бы думать, что у меня есть еще пара крупных турниров, прежде чем я смогу написать полную автобиографию.
«Итак, идея этой книги заключалась в том, чтобы попытаться предложить, может быть, немного более беззаботный взгляд на вещи.
«Не поймите меня неправильно, здесь есть и более серьезные проблемы, например, когда я говорю об Уолтере и тому подобных вещах.
«Но, в первую очередь, книга на самом деле просто о том, чтобы быть беззаботной и пытаться заставить людей немного посмеяться над некоторыми вещами.
«Мне выпала честь многое испытать за свою карьеру, как для клуба, так и для сборной, так что, надеюсь, что-то из этого мне удастся пережить.
«Каждый раз, когда я выхожу на улицу, люди всегда спрашивают меня: «Каким был Уолтер?» «Какова была Газза?» «Каким был Лаудруп?» – Каким был сэр Алекс? «Каким был Дэви Купер?»
«Они хотят иметь представление о том, какими были люди за кулисами, поэтому, надеюсь, книга даст им представление о том, какими были некоторые из этих парней.
«Скажем так, книга не будет находиться в том же отделе библиотеки, что и Достоевский и ему подобные!» Это немного более беззаботно и, надеюсь, юмористично».
«Дорогая Шотландия: В пути с армией тартана» Элли Маккойста публикуется 24 октября (Hodder & Stoughton, 22 фунта стерлингов).